Жить, не опираясь на «костыли»

Жить, не опираясь на «костыли»

Уважаемые читатели, рад представить вам мнение моего давнего (более 30 лет) друга, собеседника и оппонента – Виктора Александровича Свинина. В отличие от меня, Виктор Александрович – профессиональный журналист – с начала 90-х годов был ведущим политическим обозревателем томских газет. Он все эти годы писал новейшую историю томской и российской политики, пытаясь оценить и понять “куда несет нас рок событий”. Недавно у него вышла книжка, посвященная этим временам и событиям. Но об этом он расскажет сам в свое время и в удобном для него формате. А пока его мнение по поводу моих “стрессовых” измышлений…

Прочитав заметку Н.Родионова «Стресс в радости и в горе», я поймал себя на мысли, что, прочитав что-то новое, или узнав что-то интересное, я тоже спешу, как неофит, поделиться новым знанием с людьми, знакомыми мне или не знакомыми. Я знаю, пусть знают и другие.

Заметка мне напомнила школьные уроки по литературе, когда мы изучали роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?». Там, помнится, Рахметов в преддверии будущих революционных бурь (стрессов!) спал на гвоздях – меня, мол, враги голыми руками так просто не возьмут. И я был согласен с этим революционером. Но учительница объяснила, что для того, чтобы быть
«стрессоустойчивым», то есть готовым к будущим жизненным испытаниям, совсем не обязательно истязать себя гвоздями, действуя, так сказать, инструментально, надо воспитывать в себе дух.

Вся последующая жизнь, история Великой Отечественной войны, знакомство с лучшими образцами советской литературы и кино показали, что учительница была права. Но инструментальный подход жив. Голова заболела – принимай таблетку и не думай, от чего она заболела. Дома тебя не поняли, или неприятности на работе – иди за помощью к Ивашке Хмельницкому. Особенно
инструментальный подход любят политики, не готовые кардинально решать назревшие проблемы.


Но вот настали трудные временя – кардинально сменилась система ценностей. Раньше коммунисты, декларируя атеизм, по факту так или иначе воспитывали человека в духе христианского вероучения. Об этом говорили лучшие образцы советской литературы и кино. Ныне, с религиозной практикой поклонения золотому тельцу, у человека появились другие жизненные ориентиры – он должен быть «успешным», то есть иметь хорошо оплачиваемую должность, высокие доходы и все, все, что к этому прилагается. От несоответствия вызовам времени поневоле снесет крышу. И у многих сносит.

Конечно, старые способы «снятия стресса» никуда не делись, и они продолжают работать. Но появились и новые. Появилась упомянутая в заметке практика «обогащения частнопрактикующих психологов». Люди побогаче решают свои проблемы в Тибете. Кстати, именно в это время, с переводом на русский язык книги Г.Селье «Стресс без дистресса», за пределы узкого круга специалистов вышло понимание того, что такое стресс, а с ним и практика адаптации к этой проблеме. Автор заметки находит выход в медитации.


Если же люди находят свой ход решения проблемы, чего же лучше. Однако, лично мне такой подход не импонирует. Может быть я ошибаюсь, но мне кажется, что люди, практикующие медитацию, как бы окукливаются и исключают себя из окружающего. Да и, к тому же, а что делать простым людям, не ведающим, что такое стресс и кто такой Г.Селье? Как раньше решали свои проблемы люди, еще до открытия «стресса»?


В значительной мере эти проблемы решала церковь. Религия помогала человеку держать себя тонусе. Для того, чтобы обрести душевное спокойствие, верующий человек не искал внешних средств. Наличие в системе христианства понятия греха заставляло человека искать источник проблемы не только вовне, но, в первую очередь, в себе (самоанализ), думать о том, что же довело до греха. Ну, а потом, исповедь помогала «снять грех с души», решить проблему. Глубоко воцерковленные люди имеют своего духовника, с которым они могут посоветоваться в случаях серьезных жизненных ситуаций.

Все в конечном счете решает Слово.
Для меня в этом смысле идеал – моя бабушка, которая прожила 93 года, родившись в конце XIX века и покинув мир во времена Горбачева. То есть она прожила непростую жизнь вместе с непростой жизнью страны. Мужа она потеряла, когда ей было всего 38 лет. И вся ответственность за строительство и содержание дома, за воспитание внука – так уж сложилась история нашей семьи, легла на её плечи. Она не училась в школе, но грамотой овладела самостоятельно и обучила чтению меня еще задолго до школы.

Бабушка была человеком верующим, входила в церковную «двадцатку»», приходской актив. Однако, жила по принципу, о котором еще говорил Христос – «не человек для субботы, а суббота для человека». Здравый смысл, трезвая оценка всего и
вся были для неё главенствующими. Это помогало жить, иметь авторитет у соседей и – сохранять крепкое душевное и физическое здоровье.

За несколько дней до смерти к ней вызвали скорую помощь. Врач, послушав её сердце, сказал, что сердце у нее как у юной девушки. Как говорится, её “пример – другим наука”

Виктор Свинин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *